Типичные проблемы производственных предприятий малого и среднего бизнеса

 Владислав Гагарский, директор практики процессного управлени

В декабре 2013 года автору этих строк посчастливилось провести серию экспресс-аудитов индекса технологической готовности предприятий малого и среднего бизнеса к развитию, модернизации, техническому перевооружению и внедрению инноваций (ИТГ) в Республике Мордовия. Слово «посчастливилось» тут не случайно. Дело в том, что небольшие предприятия, действуя в высоко конкурентной среде, просто вынуждены быть более гибкими, подвижными и инновационными, чтобы выжить. И это значит, что наблюдать за такими предприятиями – весьма интересно и поучительно.
В то же время проведение экспресс-аудитов выявило ряд типичных проблем, с которыми сталкиваются предприятия малого и среднего бизнеса (МСП). Конечно, каждое предприятие уникальное в своем роде, и проблемы у всех тоже разные, однако некоторые наиболее характерные черты выделить все же удалось. И что особенно интересно, эти проблемы взаимосвязаны.

Проблемы в области маркетинга и сбыта.

Конечно, небольшое производственное предприятие, не имея возможности сбыта для своей продукции, просто не выживет. А поскольку все предприятия, на которых удалось побывать, вполне «живые», говорить о том, что у них совсем все плохо со сбытом, не приходится. Однако такие предприятия, как правило, хорошо знают своих текущих контрагентов, при этом слабо владеют информацией о рынке сбыта своей продукции в других регионах, не говоря уже о целенаправленном изучении тенденций развития рынка сбыта. То есть пока ситуация на рынке стабильна – все нормально. Но как только появляются новые товары-заменители, или новые конкуренты – появляются проблемы со сбытом.

Кроме того (и это уже более серьезный факт), на ряде предприятий отсутствует выделенное должностное лицо, которое целенаправленно отвечает за сбыт продукции. А если сфера ответственности в области сбыта не определена, то этим занимаются либо все понемногу, либо никто… Результат очевиден и неутешителен.

Для производственных предприятий вообще характерна фокусировка внимания в первую очередь на процессе производства продукции, как наиболее сложном в техническом плане. Однако в современных условиях сбыт продукции в полном объеме гарантировать невозможно, и если на предприятии нет хорошего коммерческого директора, оно просуществует недолго.

Проблемы в области финансового обеспечения.

Практически каждое из предприятий, на котором проводился экспресс–аудит ИТГ, жаловалось на недостаток оборотных средств и высокую кредитную нагрузку. Как минимум, это мешает предприятиям финансировать собственное развитие и модернизацию производства, а как максимум – проблемы с элементарной закупкой сырья для производства продукции. Но причины возникновения такого рода проблем коренятся не столько в просчетах при управлении финансами, сколько в отсутствии достаточного объема выручки. А это, в свою очередь, зависит от проблем в области маркетинга и сбыта.

Что интересно, ни на одном из МСП не было налажено полноценного управленческого учета и бюджетирования, что делает затруднительным финансовое планирование и управление. Понятно, что руководство и учредители в любом случае деньги считают, но раз с финансами есть проблемы – видимо, делают это не слишком правильно.

Проблемы в области кадрового обеспечения.

Проблемы в области финансового обеспечения несут за собой и еще одну проблему – низкую заработную плату работников и, следовательно, невозможность привлечь и удержать квалифицированные кадры.

Однако было бы неверным утверждать, что в МСП работают исключительно неквалифицированные работники, это совсем не так. Более того, зачастую попадаются просто уникальные специалисты, не просто знающие и любящие свою работу, но и приносящие большую пользу организации. Так, мне довелось общаться с инженерами-конструкторами, которые чуть ли не «на коленке» изобретают приборы и устройства, существенно облегающие производственные процессы, или с инженерами-механиками, благодаря которым даже физически изношенное оборудование работает как часы.

Тем не менее, и это тоже характерно для небольших предприятий, такие специалисты, как правило, предпенсионного и пенсионного возраста, и это значит, что предприятию следует озаботиться подготовкой кадрового резерва для ключевых должностных позиций. К сожалению, большинство МСП имеют слабый уровень подготовки кадрового резерва, да и обучения персонала вообще, т.к. это также требует определенных денежных затрат.

Кроме того, на ряде предприятий наблюдается недостаток именно управленческих компетенций у высших руководителей предприятий, и в личных беседах они зачастую это сами признают. И из данного факта вытекает следующая группа проблем.

Организационно-управленческие проблемы.

Когда предприятие только что создано тесной группой единомышленников, то на первом этапе нет необходимости заниматься жестким разграничением сфер ответственности каждого сотрудника, формализацией правил взаимодействия в ходе выполнения бизнес-процессов, и т.п. В рамках небольшой команды всегда можно договориться на словах, и это хорошо работает. Но когда компания разрослась и ее бизнес-процессы стали регулярно выполняться по единым правилам, эти правила уже следует документировать, т.к. руководство уже физически не способно вникать в каждую мелочь и контролировать ее. На мой взгляд, при численности компании уже в 50-100 человек встает необходимость закреплять правила ее работы документально.

Тем нее менее, в большинстве предприятий МСП, несмотря на то, что их численность превышала указанный предел, документированию как правил выполнения процессов и процедур, так и планов и фактов хозяйственной деятельности уделялось недостаточное внимание.

В теории управления существует жесткое, но справедливое высказывание: «мы не можем управлять тем, что мы не можем измерить». Если не регистрировать и дальнейшем не анализировать, к примеру, поломки производственного оборудования, то будет невозможно предсказать очередную поломку и заранее произвести предупредительный ремонт. В противном случае будет вечная работа «в режиме пожарной команды».

То есть, если нигде не задокументированы некие факты, невозможно будет проанализировать статистику по этим фактам и выявить тенденции фактов. Это значит, что без ведения документации фактически невозможно полноценно управлять предприятием.

Многие из обследованных МСП явно нуждаются в постановке системы регулярного менеджмента, и ее отсутствие – на самом деле серьезная проблема для предприятий. Более того, зачастую руководители сами не понимают, зачем им «разводить тут бюрократию» (дословная цитата из интервью). При этом жалобы на то, что руководители завалены текущей работой в режиме «тушения пожаров» – яркий признак того, что некоторые топ-менеджеры просто нуждаются в определенных формальных процедурах, которые должны выполняться подчиненными просто автоматически, а не выноситься на решение руководства.

Проблемы с автоматизацией деятельности.

На большинстве обследованных предприятиях был выявлен довольно невысокий уровень автоматизации учетных операций. Я говорю сейчас не столько о бухгалтерском учете, сколько о учете производственных операций, движении материалов, и т.п. Хотя кое-где даже калькуляция себестоимости продукции велась финансовым директором с помощью ручки, бумаги и калькулятора.

Чем это плохо для предприятия? Тем, что из бумажных документов очень долго формировать отчеты, которые содержат необходимую информацию для анализа текущей деятельности и управления предприятием. В то время как расчеты с использованием даже обычного Excel, не говоря уже о специализированных программах, занимает считанные секунды, т.е. руководство сможет получать всю необходимую информацию практически в режиме реального времени.

Компьютерная техника сейчас не так уж много стоит, чтобы даже малое предприятие не смогло себе позволить два-три компьютера. Выгода от их применения именно с точки зрения управления предприятием покроет затраты с лихвой.

Что делать для решения проблем?

Казалось бы, решение проблем очевидно.

  1.  Организовать работу по маркетинговому исследованию рынка сбыта как существующей продукции, так и перспективной, которая будет востребована рынком.
  2. Усилить направление продаж продукции, возможно, привлечь и обучить соответствующих специалистов – «коммерсантов».
  3. Реструктурировать кредитную нагрузку, в том числе с помощью перекредитования под более привлекательные процентные ставки.
  4. Внедрить процессы бюджетного управления в компании.
  5. Организовать работу по созданию кадрового резерва для ключевых должностных позиций в компании.
  6. Пересмотреть систему материального стимулирования персонала на предмет ее привлекательности для квалифицированного персонала.
  7. Разработать и внедрить необходимое документационное обеспечение управления, включая положения о подразделениях, должностные инструкции сотрудников, регламенты бизнес-процессов, формы управленческо отчетности.
  8. Внедрить подходы регулярного менеджмента в систему управления компанией.
  9. Автоматизировать наиболее трудоемкие участки работы.

Можно долго обсуждать, как именно следует реализовать данные мероприятия с учетом особенностей конкретных предприятий, однако предвижу следующее ключевое возражение со стороны МСП: мы этого не делаем не потому, что мы этого не знаем и не понимаем важности указанных шагов, просто у нас не хватает ни финансовых, ни человеческих ресурсов для их выполнения, мы и так балансируем на границе безубыточности. С этим возражением сложно спорить, но мы все же попробуем.

Действительно, у отдельного небольшого предприятия ресурсов для этого недостаточно. Но в настоящее время действует программы Министерства экономического развития РФ по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. В рамках данной программы т.н. Региональные центры инжиниринга (РЦИ) безвозмездно оказывают субъектам малого и среднего бизнеса ряд инжиниринговых и консультационных услуг, в том числе:

  •  технологический, управленческий, финансовый, энергетический аудит;
  • помощь в технической и технологической подготовке и организации производства, разработке новых технологических процессов;
  • разработка программ модернизации / развития / технического перевооружения;
  • подготовка технико-экономических обоснований (ТЭО) инвестиций и бизнес-планов;
  • выполнение маркетинговых исследований;
  • поиск и привлечение инвесторов (соинвесторов), лизинговых компаний, содействие в предоставлении кредитов на льготных условиях;
  • проведение обучающих программ для персонала;
  • постановку системы регулярного менеджмента в компании, и т.д

В частности, в Республике Мордовия на базе АУ «Технопарк-Мордовия» в ноябре 2013 года был создан такой региональный центр инжиниринга, который, в частности, организовал проведение экспресс-оценки Индекса технологической готовности предприятий МСП к внедрению инноваций.

Кроме того, в целях повышения информированности о деятельности Регионального центра инжиниринга 10 декабря в АУ «Технопарк-Мордовия» был проведен круглый стол на тему: «Меры государственной поддержки и стимулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства».

Таким образом, обратившись в свой региональный центр инжиниринга, предприятия малого и среднего бизнеса вполне могут найти поддержку как в решении своих текущих проблем, так и поддержку в реализации планов своего технического и экономического развития, причем на безвозмездной основе.

  Владислав Гагарский, директор практики процессного управления

  • Банковская гарантия

    Онлайн-заявка на получение банковской гарантии

    Как получить банковскую гарантию? МСП Банк предлагает предпринимателям основные виды гарантий для участия в госзакупах в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ: тендерная гарантия гарантия обеспечения заявки гарантия исполнения контракта гарантия возврата авансового платежа

  • ПраксисКом – агент МСП Банка по привлечению субъектов МСП

    ПраксисКом и МСП Банк начинают сотрудничество по увеличению объема гарантий, выдаваемых субъектам МСП – исполнителям заказов в рамках № 223-ФЗ и № 44-ФЗ, а также по продвижению портала Бизнес-навигатор среди предпринимателей. Соответствующее соглашение было

  • ККТ

    Комплекс услуг по подключению онлайн-касс к ОФД и ФНС

    Департамент комплексного аутсорсинга ПраксисКом стал партнером компании Первый ОФД, разработчика первого в России и СНГ комплекса Оператора Фискальных Данных Для владельцев контрольно-кассовой техники Департамент комплексного аутсорсинга предлагает: Консультация

  • Управление издержками

    Постановка системы управления издержками

    Компания ПраксисКом предлагает услугу по постановке системы управления издержками компании Компания ПраксисКом оказывает комплексные профессиональные консалтинговые услуги в области совершенствования системы управления издержками в условиях тесного сотрудничества с руководителями и ведущими специалистами

  • Система сертификации проектных менеджеров по модели Р2М

    Профессионалы, нацеленные на достижение миссии компании, должны обладать профессиональными способностями, подкрепленными систематическими знаниями, практическим опытом и психологическими навыками/личными качествами/этикой. Первым шагом на пути становления таких профессионалов является изучение систематизированных основ необходимых знаний. Теоретических знаний, однако,

  • Экспресс-диагностика бизнес-проекта

    Экспресс-диагностика бизнес-проекта позволяет: В сжатые сроки проанализировать бизнес-модель планируемого или работающего бизнеса. Сделать выводы об эффективности бизнес-проекта, увидеть риски направления для развития, оценить реализуемость. Перепланировать бизнес-модель, тем самым увеличить КПД Вашего бизнеса, проекта.

  • Экспертиза бизнес-планов и финансовых моделей

    Ваш бизнес-план не был одобрен инвестором или на кредитном комитете банка? Наши специалисты помогут определить основные стоп-факторы реализации инвестиционного проекта и дадут ценные рекомендации по доработке бизнес-плана и финансовой модели. В каких случаях

  • Разработка бизнес-планов и финансовых моделей

    Финансовое моделирование и бизнес-планирование являются основными инструментами инвестиционного анализа и оценки Объединяя в себе анализ рынка и основных конкурентов, календарное планирование, расчёт инвестиционных показателей (NPV, IRR, PI, DPBP и пр.), прогнозную отчётность (Баланс, Отчёт

  • Корпоративное обучение

    Компания ПраксисКом оказывает услуги по проведению и организации корпоративного обучения сотрудников Корпоративное обучение- наиболее удобная форма подготовки и переподготовки персонала, развивающая профессиональные компетенции и квалификации специалистов и руководителей

  • Комплексное кадровое сопровождение

    PraxisCom: комплексное кадровое сопровождение

    Успешный опыт зарубежных компаний показал, что использование услуг кадрового администрирования является отличным подспорьем для развития бизнеса. Если вы хотите: оптимизировать работу компании; сократить затраты; поручить ведение ВУС, кадровый аудит и постановку кадрового учета опытным

Оставить комментарий