Профессионалы, нацеленные на достижение миссии компании, должны обладать профессиональными способностями, подкрепленными систематическими знаниями, практическим опытом и психологическими навыками/личными качествами/этикой. Первым шагом на пути становления таких профессионалов является изучение систематизированных основ необходимых знаний.

Теоретических знаний, однако, недостаточно для составления целостной картины. Идентификация и определение проблем, разбиение их на задачи, разработка плана решения задач, координация и контроль выполнения взаимосвязанных действий для достижения целей проекта требуют практического опыта. Более того, профессиональные проектные менеджеры ответственны за профессиональное представление проекта в глазах общественности, они должны не только обладать надлежащим энтузиазмом, выстраивать психологическую линию поведения для достижения миссии и целей проекта, но и придерживаться этических норм.

Японская ассоциация управления проектами (PMAJ) создала систему сертификации проектных менеджеров по модели Р2М. Краткий обзор системы приведен в таблице.

Таблица 1

Система сертификации квалификации менеджеров по модели P2M

Аббревиатура уровняУровень квалификацииУсловия прохождения теста, период действия, тип тестаТип
уровня
КПКоординатор проектаПисьменный экзамен по некоторым разделам руководства Р2М, обновление сертификата необходимо каждые пять летНачальный
СУПСпециалист в управлении проектамиПолный свод знаний, содержащихся в Р2М, обновление сертификата необходимо каждые пять лет, письменный экзаменСредний
СМПСертифицированный менеджер проектаСертификат СУП+ опыт работы ПМ, обновление сертификата необходимо каждые пять лет, письменный экзамен + интервью + модульный экзаменПродвинутый
АУПАрхитектор управления программойСМП+ последующий опыт ПМ,  обновление сертификата необходимо каждые пять лет (сочинение + интервью: экзамен – не предусмотрен)Высокий

На начальном уровне сертификат Координатора Проекта (КП) предоставляется тем, кто освоил ограниченный объем знаний по Р2М, сдал экзамен на среднем уровне.

Сертификат Специалиста в управлении проектами (СУП) выдается тем, кто освоил свод знаний Р2М в полном объеме и сдал экзамен.

На продвинутом уровне, который определяет знания выше средних, выдается сертификат Сертифицированного менеджера проекта (СМП), который требует демонстрации способностей и подтверждения практического опыта.

На самом высоком уровне сертификат Архитектора управления программой (АУП) выдается как свидетельство признания высших способностей и практического опыта менеджера.

Сертификат Сертифицированного менеджера проекта придает важность компетенциям, продемонстрированным в ходе достижения миссии, в то время как сертификат Архитектора является сертификатом для тех, кто был вовлечен в управление программой и выполнял сложные или сверхсложные проекты, или же участвовал в создании и развитии проектов, нацеленных на достижение миссии программы.

Введение системы сертификации по модели Р2М позволит очертить следующие рамки компетенций и возможностей менеджмента:

  1. Квалификация КП устанавливает границы фундаментального, систематического обучения проектному менеджменту и критерии основных знаний, которыми должны обладать практики.
  2. Квалификация СУП ускоряет продвижение образования и обучения по Р2М в направлении развития фундаментальных способностей профессионалов, нацеленных на достижение миссии.
  3. Квалификация СМП увеличивает возможности проектных менеджеров быть социально признанными и трудоустроенными.
  4. Квалификация АУП увеличивает шансы оживления организаций или внедрения инноваций путем воссоздания проектно ориентированных бизнесов.
  5. Система сертификации значительно усиливает компетенции нацеленных на достижение миссии профессионалов и способности их справляться со сложными практическими задачами.
  6. Поскольку корпорации и организации будут ценить профессионалов, получивших сертификаты Р2М, появится возможность сформировать или развить методологию проектного менеджмента в организациях, которая позволит быстро получать эффективные результаты посредством фокусирования общих усилий команды, работа которой будет основана на использовании сформированного общего языка проектного менеджмента.

Критерии оценки компетенций в Р2М (таксономия на основе 10 критериев)

В таблице 2 отражены критерии оценки компетенций в Р2М в разрезе 10 критериев таксономии*[1]. Модели с I по III являются моделями мышления, которые необходимы главным образом для формирования концепции в управлении программой и проектом и их планирования.

I. Целостное мышление.

II. Стратегическое мышление.

III.Интегральное мышление.

Необходимым здесь является: способность к целостному мышлению для формулирования миссии, с целью создания добавленной стоимости через сценарии проникновения, и определение замысла для перехода из модели «как есть» в модель «как будет»; способность мыслить стратегически для выполнения программы или проекта соответственно запланированному успеху, исходя из добавленной стоимости организации, конкурентного преимущества, удовлетворения потребителя, сбалансированной социальной значимости и т.д.; интегральное мышление для представления ценности программы и поддержания ее первоначально разработанной ценности, вопреки сопротивлению окружения.

Следующие четыре критерия имеют отношение к желаемым чертам поведения, необходимым для успешного управления концепцией планирования и выполнения проектов и программ.

IV. Лидерство.

V. Способность планирования (компетенция планирования).

VI. Способность выполнения (компетенция выполнения).

VII. Координация.

Эти качества необходимы команде проекта (программы) для преобразования стратегии, миссии и архитектуры проекта (программы) в концептуальный план, организации команды и осуществления концептуального плана проекта (программы).

Следующие три критерия компетенции дополняют 7 упомянутых выше критериев.

VIII. Навыки взаимоотношений.

IX. Нацеленность на достижение результата.

X. Самореализация.

Эти критерии фокусируются на индивидуальных ценностях, психологии и этике. Критерий VIII подразумевает коммуникабельность, способность лидировать в команде и мотивацию членов команды. Критерий IX является поведенческим образцом, воплощающим концентрацию на достижение результата, в то время как критерий Х оценивает самореализацию и самодисциплину.

Таблица 2

Критерии оценки компетенции по Р2М (10 критериев таксономии)

Критерии таксономииОписание критериев и способностей, соответствующих компетенциям
IКритерии целостного мышления: нацеленность на целостную миссию
Способности в идентификации проблем, их источников и разработке решений по их преодолению
IIКритерии стратегического мышления: стратегическое восприятие
Способность воспринимать стратегические элементов программы/проекта и расставлять приоритеты
IIIКритерии интегрального мышления: непрерывное стремление достичь результатов проекта/программы
Способность предупреждать, оценивать и работать с изменениями в окружении проекта для достижения его результатов
IVКритерии лидерства: лидерство для увеличения добавленной стоимости и внедрения инноваций
Способность фокусировать усилия команды на инновациях и прорыве
VКритерии способностей в планировании: планирование успешной концепции проекта/программы, структурирование задач и мониторинг выполнения
Способность планировать проектные цели и задачи, организовывать ресурсы, управлять выполнением
VIКритерии способностей в реализации проекта: выполнение проектов/программ согласно плану
Способность использовать системный подход, строить команду, контролировать проект и решать проблемы
VIIКритерии способностей в координации: гармонизация разнообразных действий для полной оптимизации проекта/программы
Способность балансировать между различными рабочими группами и заинтересованными сторонами, избавляться от напряженности, конкуренции
VIIIКритерии навыков взаимоотношений: социальные компетенции и психологические навыки
Способность поддерживать высокоэффективную работу команды путем мотивации и возможностей самореализации
IXКритерии нацеленности на достижение результата: инициативность и обязательность
Способность быть инициативным, поддерживать энтузиазм для достижения результата путем командной работы, внедрять ролевую модель
XКритерии самореализации: самодисциплина, самоорганизация, самореализация
Способности самоорганизации и самодисциплины, высокие нормы этики, принятие на себя ответственности, дальновидность

Управление проектами и программами осуществляется не отдельными лицами, в этом участвует проектная команда, включающая экспертов из разных областей. Несмотря на это, данная таксономия не требует от менеджера программы или проекта иметь наивысший или высокий балл по всем десяти критериям таксономии. Здесь подразумевается, что он направляет свои усилия на получение высокого балла в как можно большем количестве критериев, прибегая к помощи команды в тех категориях, в которых чувствует себя недостаточно компетентным, что, в свою очередь, помогает достичь общей высокой командной оценки.

Подробнее о сертификации P2M в России можно узнать здесь


*[1] Таксономия составлена в виде модели классификации компетенции в Р2М и состоит из 10 критериев.

Реестр сертифицированных профессионалов по управлению инновационными проектами и программами по модели P2M, уровень PMS