Перспективы развития инжиниринга в экономике России

26 мая 2014 г. представители компании PraxisCom приняли участие в первой международной конференции «ИНЖИНИРИНГ в ЭКОНОМИКЕ РОССИИ».
Конференция проходила в форме свободной дискуссии.

Некоммерческое Партнерство «Международный Центр Инжиниринга и Инноваций» совместно с Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства науки и образования РФ, а также Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере собрали круглые столы в залах, предоставленных «Деловой Россией».
В конференции участвовали лидеры отрасли, ключевые эксперты и специалисты в области инжиниринга из разных регионов России, представители иностранных инжиниринговых компаний из Европы. Представителем Министерства промышленности и торговли РФ Василием Осьмаковым (Директор Департамента стратегического развития) было подробно изложено, на что ориентироваться и к чему готовиться специалистам, занимающимся инжиниринговой деятельностью, на ближайшие 2-3 года; подробно объяснены направления, включенные в дорожную карту по развитию инжиниринга и промышленного дизайна в Российской Федерации.
Направления дорожной карты, легли в основу государственной подпрограммы развития промышленности, которая была утверждена 15 апреля 2014 года и начнет реализовываться уже с середины текущего года. Первое направление – это поддержка коммерческого инжиниринга. Она строится на таком инструменте как субсидирование 90% ставки рефинансирования по кредитам, приобретаемым на создание инжиниринговых центров. Речь идет о поддержке бизнеса, не о поддержке инвестиций в инфраструктуру.
Докладчик заметил: «Это вещь редкая, заявок у нас не так много, но мы надеемся, что этот инструмент сработает». Второе направление более традиционное – это поддержка создания инжиниринговых центров на базе вузов.
Она построена на поддержке инвестиций, которые осуществляет Минобрнауки в инфраструктуру вузов, но при определенных KPI:

«Приложив небольшой ресурс, мы пытаемся вытащить вузы из поля просто администрирования госинвестиций в поле бизнеса. Чтобы то оборудование, в которое инвестировало государство, не в пленке где-то стояло, а работало и было открытым для предприятий. Мы совместно с коллегами из Минобрнауки запустили портал, посвященный инжинирингу и технологическому оборудованию. Это своего рода биржа оборудования, там есть полный реестр того, что Минобрнауки закупил для своих вузов. Там есть полный реестр оборудования, закупленного Минпромторгом в рамках своих программ, и есть возможность открытого доступа к этому ресурсу. Порядка 25-30 обращений в сутки происходит»,  – рассказал Василий Осьмаков.

Следующее направление – это разного рода регуляторика. В рамках подпрограммы предусмотрена разработка стандартов, активизация фонда стандартов, стандартов деятельности, профессиональных стандартов и образовательных стандартов. Также будет разработан прогноз отрасли. 

Василий Осьмаков заметил: «Разработав дорожную карту и подпрограмму на ее основе, мы как Министерство промышленности, заявили себя как своего рода отраслевого лоббиста. Мы понимаем, что существуют инвестиции, но деньги в этом сегменте – это не самое главное. Понятно, что основное направление – это регуляторика, мы должны решать проблемы нормативов, СНиПов, ГОСТов и т.д., которые сейчас существуют. Есть различные подходы к этому, в том числе прямолинейные в духе «давайте разработаем закон про инжиниринг». Нам кажется, что это не правильно. Более правильно шаг за шагом менять те стандарты, менять те регуляторные вещи, которые должны быть в этой отрасли. И опять же здесь мы в очень большой степени надеемся и полагаемся на людей, которые инжинирингом и занимаются».

Еще одно направление дорожной карты и подпрограммы – это поддержка компьютерного инжиниринга.

«Мы для себя это формируем следующим образом: мы хотим удешевить стоимость сложного программного обеспечения для инжиниринговых и дизайнерских организаций. Это одна из основных составных частей себестоимости работы этих организаций. Хорошо известен факт, что существуют определенные льготы по социальным платежам для it-компаний, и мы уже полгода дебатируем с коллегами о том, что в принципе  профиль специалистов, которые работают в it, и профиль специалистов, которые работают в инжиниринге, в очень  большой степени одно и то же. И получается, что льготируя один сегмент IT, мы деформируем рынок труда».

Резюмируя, Василий Осьмаков заметил: «Сейчас доля российских компаний на рынке инжиниринга составляет 1% и нам сложно сказать, что будет через 10 лет. Должна ли она достичь 50%? Мне кажется, что мы еще к этому не готовы. В конечном счете, такую задачу мы сможем поставить через 2-3 года, имея цифры и стандартизированный инструментарий». Министерство экономического развития РФ в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства активно поддерживало и продолжает поддерживать региональные центры инжиниринга.

Представитель Министерства Наталья Ларионова  (эксперт министерства экономического развития, председатель отраслевого отделения инжиниринг общественной организации «Деловая Россия») ответила на волнующие регионы вопросы: Будет ли продолжаться по линии Минэкономразвития поддержка инжиниринговых центров? Может ли быть в одном территориальном субъекте несколько региональных инжиниринговых центров или должен быть только один консолидирующий центр? Рассматривают ли в Министерстве возможность создания межрегиональных центров инжиниринга?

«Сейчас в программе присутствуют два разных вида центров. Это центры, которые сосредоточены на оказании услуг компаниям, на поиск для них малых инжиниринговых компаний для оказания таких услуг, и центры, в которых приобретено достаточно большое количество оборудования, специализированные центры, которые сами могут оказывать услуги и предоставлять того или иного рода консультации для компаний. Нет ничего страшного, что так произошло, будем развиваться в этой логике, потому что сейчас для того, чтобы отсекать то или другое направление не хватает даже базы знаний, надо ее наработать. Но мне кажется, что  будут существовать два типа центров».

Спикер отметила, что в процессе работы Министерство экономического развития столкнулось с необходимостью координации своей деятельности с тем, что делает Министерство промышленности и Министерство образования. Она обратилась к фондам с просьбой активно использовать базу оборудования, потому что «при анализе заявок мы будем смотреть, если рядом находится ВУЗ, у которого закуплено то же самое оборудование, лучше использовать Министерство как переговорную площадку и договариваться об эксплуатации этого оборудования. В 2014 году Министерству промышленности и Министерству образования надо эту работу выстроить. Тогда мы сможем найти ответ на вопрос – сколько нужно инжиниринговых центров». Своим опытом реализации на местах поддержки МСП поделились Заместитель председателя правительства Кировской области Игорь Антипов, заместитель министра инвестиций и инноваций Красноярского края Владимир Голубев и заместитель министра экономики республики Татарстан Артем Здунов. Во втором раунде панельной дискуссии состоялся диалог «Институты развития и бизнес». Сергей Поляков (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) рассказал о планах по мониторингу и поддержке инжиниринговых компаний через фонд РЦИ, а также другой инновационной инфраструктуры в субъектах РФ. Дмитрий Аленушкин (РОСНАНО) и Александр Локтев (РВК) представили практические примеры предоставления инвестиционного ресурса из их фондов в компании МСП. Михаил Рогачев (РФТР) объяснил правила предоставления беспроцентных займов от РФТР для реализации проектов, отбираемых на конкурсной основе в их фонде. Ольга Ильина (ВЭБ) и Петр Тарасов (МСП Банк) рассказали о последних трендах и программах поддержки проектов предприятий и инжиниринговых центров. В ходе круглого стола «Роль инфраструктуры инжиниринга в развитии экономики России», докладчики рассказали о различных моделях центров инжиниринга, которые сегодня создаются в России при государственной поддержке:

  • Региональные центры инжиниринга (РЦИ) по поддержке предприятий МСП в рамках проекта МЭР РФ;
  • Центры инжиниринга на базе ВУЗов;
  • Центры инжиниринга в рамках территориальных кластеров;
  • Центры инжиниринга на базе частных компаний.

Западная модель экономики, по мнению участников, предусматривает сильный высокотехнологичный сектор МСП и широкие кооперационные связи между МСП и крупными компаниями. Поэтому особое место в ходе круглого стола было отведено обсуждению модернизации производственных предприятий и внедрению новых технологий через инфраструктуру инжиниринга РФ; государственным формам поддержки при создании Центров Инжиниринга и реализации инвестиционных проектов производственных предприятий МСП; государственно-частному партнерству в проектах создания инфраструктуры инжиниринга РФ. О том, каким образом работает система технического и производственного консалтинга для предприятий МСП в Германии и о реализации программ поддержки производственного сектора МСП в ФРГ рассказал заместитель директора компании «Agiplan» Райнхард Кайнц. Компания PraxisCom принимала активное участие в создании региональных центров Мордовии, Удмуртской республике, Хабаровском крае, Белгородской и Калужской областях, республике Чувашия. Конференция позволила обсудить результаты выполненной компанией работы в 2012-2013 гг., наметить планы и направления совместной работы с партнерами из различных регионов России. Поступившие в ходе конференции предложения участников будут переданы в органы законодательной и исполнительной власти.

2017-02-20T22:57:16+00:00 Categories: Новости|Tags: , |

Один комментарий

  1. Сергей Музычук 17.06.2014 в 07:41

    Прочитал статью. Статья полезная. Выражаю признательность автору.

Оставить комментарий