Переходим на аутсорсинг правильно — грамотно составляем договор

Аутсорсинг из года в год набирает всё большую популярность, так как компании стараются наиболее рационально осуществлять бизнес-процессы и свою деятельность в целом. Аутсорсинг — отличный инструмент для повышения рентабельности практически любой компании, но спешить заключать договор не стоит — для начала рекомендуется ознакомиться с различными нюансами, узнать об основных ошибках и «подводных камнях», а также просмотреть текущее законодательство (по этой части). Кроме того, с 01.01.2016 заемный труд в РФ запрещен, поэтому договор на аутсорсинг нужно заключить максимально грамотно, чтобы у проверяющих инстанций не возникло сравнения с аутстаффингом.

Каким должен быть договор об аутсорсинге

Есть ряд нюансов, которые нужно соблюдать при оформлении договора на аутсорсинг. Базируется он на общих правилах о договоре взаимного оказания услуг согласно 39 главе ГК РФ. В договоре такого типа обязательно должен присутствовать перечень оказываемых услуг, сроки предоставления информации и результатов работы, ответственность как заказчика, так и исполнителя, а также условия расторжения текущего договора.

Стоит рассмотреть подробнее каждый из этих пунктов:

  • Перечень оказываемых услуг. В договоре должны быть максимально полно описаны все процессы, так или иначе связанные с теми функциями, которые компания передает на аутсорсинг. Сюда вписывают все задачи, возлагаемые на исполнителя. Если же во время работы компании потребуются дополнительные услуги, которых не было в договоре, то их оплата будет производиться отдельно. Если же заранее все продумать максимально точно, то можно сэкономить и вложить в договор еще на этапе его создания всё необходимое. Это обеспечит возможность масштабирования бизнеса в полном объеме, без ограничений.
    Всё должно быть указано в договоре максимально конкретно, так как общие и двоякие формулировки не дадут возможности использовать новый инструмент максимально эффективно.
    При этом, дополнительные условия никогда не поздно добавить в договор — делается это отдельным соглашением, которое подшивается к основному договору;

  • Сроки предоставления информации. Для того, чтобы компании и поставщику услуг избежать конфликтов, в договоре должны быть четко прописаны сроки предоставления услуг и информации. Проработанные и зафиксированные сроки должны быть для обеих сторон — если возникнут сложные ситуации, можно опираться на договор для их разрешения. Бывают разные ситуации и для того, чтобы сотрудничество было максимально эффективным, этот вопрос нужно тщательно продумать еще до заключения договора;

  • Ответственность сторон. Тоже важный пункт в договоре. Если стороны в момент заключения договора недостаточно хорошо продумали и согласовали зоны своей ответственности, то в случае сложных ситуаций доказать чью-либо вину будет непросто. Зоны ответственности должны быть определены как для заказчика, так и для исполнителя. Первый должен вовремя предоставлять нужную информацию, а второй — вовремя ее обрабатывать;

  • Условия расторжения договора. Как правило, такой договор заключают на срок от нескольких месяцев до нескольких лет (срок сильно зависит от поставленных задач). Желательно указать в договоре возможность его последующей пролонгации (продления автоматически) по истечению срока действия. Отказаться от договора может как заказчик, так и исполнитель, в одностороннем порядке. Естественно, оплатив все расходы или затраты. При этом, крайне желательно подробно продумать условия расторжения договора, чтобы это не затянулось на долгое время и проходило именно в том формате, в котором это будет уместно.

То есть, можно обобщить все рекомендации одной общей — при заключении договора на аутсорсинг нужно тщательно продумать все нюансы, непременно конкретизировать все пункты и быть максимально объективным.

Аутсорсинг и запрет на аутстаффинг

Поскольку в РФ с 01.01.2016 аутстаффинг запрещен (заемный труд), то очень важно не путать два этих понятия. Во-первых, полный запрет лизинга персонала не осуществлен до сих пор — по-большей части это коснулось лишь недобросовестных компаний, которые таким образом пытались экономить на официальных льготах и выплатах своим работникам. Во-вторых, аутсорсинг не является по сути заемным трудом — сотрудник не работает постоянно на территории предприятия заказчика, а предоставляем ему услугу (чаще всего — удаленную). Можно сказать, что аутсорсинг и аутстаффинг — это две совершенно разные модели. В-третьих, даже в договоре на аутсорсинг отсутствует какой-либо график работы, условия этой работы и другие требования по подбору персонала.

Например, при аутсорсинге компания-наниматель платит не за штатного или стороннего бухгалтера по факту, а оплачивает услугу юридического сопровождения своих дел. А сколько человек и кто именно из них будет заниматься этим сопровождением — в договоре не указывается.

Немаловажное различие между аутсорсингом и аутстаффингом — границы ответственности. При найме заемных рабочих компания не получает той ответственности, которая была бы в обратном случае. Рабочий делает свою работу и не несет ответственности за результат. А при аутсорсинге компания получает именно результат — исполнитель ответственен не за сам процесс, а за его финишный результат. Таким образом, закон 116-ФЗ никак не затрагивает аутсорсинг и при составлении договора это нужно понимать и учитывать. При грамотно составленном договоре аутсорсинг нельзя будет квалифицировать как заемный труд, так как условия работы слишком разные.

Получить банковскую гарантию

Оставить комментарий