Новый Федеральный закон «О промышленной политике в РФ»

В 2015 году в России заработает новый Федеральный Закон «О промышленной политике в РФ». На данный момент все важные решения в промышленной политике страны напрямую зависят от того, какую политику ведут и насколько активны различные предприятия. Своё интервью на эту тему недавно дал первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Глеб Никитин.

Закон предусматривает стимулировать инвестиционную активность льготными займами из Фонда развития промышленности, специальными инвестиционными контрактами, налоговыми преференциями и субсидиями. То есть господдержка теперь нацелена не на адресную финансовую помощь единичным предприятиям и даже отраслям промышленности, а представляет набор благоприятных условий, при которых удается задействовать весь потенциал российской индустрии, причем инновационной, высокотехнологичной. Это существенным образом улучшает жизнь промышленного бизнеса в России, не говоря уже о том, что закон становится политическим козырем при разработке поправок в отраслевое законодательство. На первый план здесь выходит проектное финансирование на возвратной основе.

Это позволит бизнесу получить доступ к «длинным займам». Финансироваться будут достаточно крупные проекты на предкоммерческих стадиях исследований и разработок: от создания новых технологий и подготовки технико-экономических обоснований вплоть до проектов по импортозамещению «под ключ».

При работе над законопроектом эти меры трансформировались в отдельную статью закона, посвященную появлению в России Фонда промышленного развития и региональных промышленных фондов.

К претендентам при выделении льготных займов из федерального фонда будут определенные требования. Это будут компании среднего бизнеса, которым по силам проекты от 150 млн до 2 млрд рублей, которые выпускают импортозамещающую продукцию и внедряют наилучшие доступные технологии.

Сегодня начался отбор проектов. Приоритетные направления – производство оборудования для топливно-энергетического комплекса, создание новых материалов для жилищного строительства, авиа- и судостроения, разработка передовой машинотехнической продукции и автокомпонентов.

По займам стоит ожидать прятипроцентную ставку, что привлечет большинство компаний. Этот процент обеспечивает покрытие операционных расходов (до 1,5%) и формирование резерва для частичного покрытия рисков от невозврата. К тому же займы будут обеспечиваться залогом со стороны заемщиков. От профинансированных проектов следует ожидать различных эффектов. Так, с момента бюджетного финансирования до реального эффекта и выхода продуктов на рынок срок составит 3–5 лет. Однако уже сейчас в стране будут создаваться новые высококвалифицированные рабочие места и генерироваться налоговый эффект, который за 5–8 лет превысит начальные бюджетные инвестиции.

Будут и специальные инвестиционные контракты (о которых говорится в законе). Специальный инвестиционный контракт – это принципиально новый уровень сотрудничества между государством и бизнесом.

Инвестор, российский или зарубежный, берет на себя обязательства по созданию на территории нашей страны современных высокотехнологичных производств промышленной продукции, так называемых greenfield-проектов – новых комплексных проектов. При этом мы будем видеть конкретные показатели по объемам реализации и по локализации производства. Правительство в ответ гарантирует инвестору стабильность ведения бизнеса и отраслевые преференции.

Кроме того, в нашей стране есть уже довольно успешные примеры такой работы. Ведь модель специального инвестиционного контракта в России хорошо обкатана на режиме промсборки в автомобильной отрасли. В страну благодаря этой модели пришли крупнейшие мировые автопроизводители, построили здесь свои заводы, обеспечили во многих регионах дополнительную занятость и доходы бюджета.

Закон позволит правительству в развитие своих норм утверждать типовые отраслевые специальные инвестиционные контракты, учитывающие особенности разных отраслей. Также правительство сможет устанавливать требования по включению в контракты дополнительных условий по созданию промышленных производств или новых технологий в стране. Специальный инвестиционный контракт заключается на срок до десяти лет.

Следует ждать и определенных налоговых преференций для упомянутых выше проектов. Во-первых, долгосрочных. Меры поддержки продлятся как минимум до 2025 года, так как большинство инвестпроектов и программ рассчитаны не менее чем на 10 лет. Этот временной промежуток, с одной стороны, гарантирует долгосрочность преференций, с другой – побуждает компании подключаться к программе на ранних стадиях, чтобы успеть получить максимальный эффект от инвестиций.

Порядок применения льгот будет закреплен в Налоговом кодексе. Предполагается освободить компании от федеральной составляющей ставки налога на прибыль. Это 2%. А также дать регионам право снижать региональную составляющую ставки налога на прибыль с 18 до 5%. Не исключено, что компании будут освобождены от налога на имущество.

В законопроекте есть определенные нормы по поддержке именно отечественного производителя. На данный момент установлен приоритет промышленной продукции, произведенной в России, перед аналогичными товарами, выпускаемыми на территориях иностранных государств при их госзакупках. Заложена возможность стимулирования деятельности, связанной с производством продукции, не имеющей аналогов в нашей стране.

Правительство получает и особые полномочия для сопоставлений условий ведения промышленной деятельности на территории нашей страны и иностранных государств. Выравнивание конкурентных условий ведения промышленной деятельности в России и за рубежом является одной из задач промышленной политики в условиях интернационализации бизнеса. Это позволит правительству формировать пакет таких поддерживающих мер, которые позволили бы инвесторам российской юрисдикции предлагать более привлекательные условия в промышленной деятельности, чем инвесторам иностранных юрисдикций. И чтобы в итоге выгоднее стало вкладывать деньги в российскую промышленность, чем в промышленность других стран.

Недавно были созданы и новые институты, о которых шла речь немного выше. Они будут финансироваться из определенных источников. Фонд промышленного развития создан на базе Российского фонда технологического развития, который решением правительства передан в ведение министерства. Сейчас разрабатываются концепция фонда, правила его работы. Финансироваться фонд будет за счет субсидий федерального бюджета и частных, не запрещенных законодательством, источников.

В 2015 году правительство выделит фонду минимум 16 млрд рублей. До конца 2018 года объем средств может достичь 70 млрд. Учредитель фонда, правительство будут контролировать соблюдение условий предоставления субсидий и таким образом стимулировать крупные промышленные компании инвестировать в проекты по импортозамещению, выводить на рынок новые промышленные товары. Частные инвестиции, вложенные в один проект, должны превышать государственные в три-пять раз. В законе, кстати, зафиксировано, что промышленная политика в стране складывается под влиянием как государства, так и самих промышленных предприятий. Это очень важно.

Фонд задуман еще и как координатор между предприятиями и банками. Его эксперты будут проводить комплексную, технологическую, юридическую и финансово-экономическую экспертизу научно-технических проектов. Банкам такого рода оценку сложно осуществлять самостоятельно, в итоге они необоснованно завышают премии за риски. Фонд сведет риски научно-производственного проекта до стандартного уровня бизнес-рисков, открывая более широкие возможности для банковского и инвестиционного финансирования.

Создавать такие фонды смогут региональные власти, в том числе совместно с региональными институтами развития, поддерживать на местах компании в форме займов, грантов, взносов в уставный капитал, финансовой аренды (лизинга).

Кроме того, принятие этого нового закона может привести к внесению изменений и в других законах. Потребуется корректировка целого ряда нормативных правовых актов, включая Налоговый и Бюджетный кодексы. Мы уже начали эту работу. Самый широкий круг лиц может принять участие в обсуждении и разработке поправок. Документы размещены на сайте министерства minprom.gov.ru.

Завершить работу над целостной правовой базой в сфере промышленности мы планируем в течение полугода после того, как будет принят федеральный закон. То есть ко второй половине 2015 года.

Оставить комментарий