Модели IT аутсорсинга, применяемые на отечественном рынке

Как показывает практика, заказчиков услуг ИТ-аутсорсинга можно разделить на две группы. Первая из них – это средние и крупные компании, работающие на высококонкурентных сегментах рынка: банки, финансовые, страховые и инвестиционные компании, представители индустрии путешествий и авиаперевозок, для которых критично важна быстрая реакция на происходящие во внешней среде изменения. Добиться этого можно только при стабильной работе ИТ-решений, поддерживающих выполнение ключевых бизнес-процессов. Вторая группа – компании, бизнес которых характеризуется низкой маржинальностью: для них наиболее актуально сокращение затрат, когда каждый рубль важен для повышения рентабельности.

Сегодня на российском рынке существует три модели аутсорсинга разработки и развития информационных систем. Это модели проектного аутсорсинга: «фиксированная стоимость» (fixed cost) и «фактические трудозатраты» (time and materials), – и модель, при которой на аутсорсинг практически полностью отдаются процессы разработки или поддержки систем и которая подразумевает долгосрочный характер партнёрства между подрядчиком и заказчиком, — «выделенный центр разработки» (Dedicated Development Center – DDC, Offshore Development Center – ODC).

Модель фиксированной стоимости подразумевает, что до начала проекта чётко определяются объём работ, которые должен выполнить поставщик услуг, и сумма, в которую они обойдутся заказчику. Если в ходе проекта становится ясно, что решить надо гораздо больше задач, чем это было запланировано изначально, то аутсорсинговая компания покрывает разницу в стоимости проекта из собственных ресурсов или договаривается об изменении бюджета проекта с клиентом.

Особенность второй модели – фактические трудозатраты – заключается в отсутствии точно определённой стоимости проекта: заказчик оплачивает фактический объём работ, выполненных аутсорсером, в соответствии с затраченным на них временем и почасовыми ставками специалистов исполнителя. Таким образом, обе стороны могут гибко подходить к изменению требований, условий и приоритетов проекта и, как следствие, способны оперативно перепланировать работы.

Принципиальное отличие третьей модели – выделенный центр разработки (DDC, ODC) – от двух остальных состоит в её долгосрочном характере: партнёрские отношения между заказчиком и исполнителем заключаются на длительный срок, могут подразумевать выполнение не одного, а комплекса проектов, или полную передачу аутсорсеру целого процесса (например, сопровождения информационных систем).