Мировые тренды аутсорсинга бизнес-процессов

Поскольку российский бизнес во-многом является последователем мировых практик, то и аутсорсинг не является в этом деле исключением. Конечно, в нашей стране есть своя специфика, которая в определенных моментах не позволяет повторять тот же путь развития, которым шли или идут другие мировые компании в иных странах, но в основном используются те же технологии, которые уже обкатаны и проверены, которые позволяют использовать зарубежный опыт и следовать по пути иностранных предприятий максимально успешно, как для самих аутсорсеров, так и для обслуживающихся у них компаний.

На аутсорсинг сейчас передают множество направлений, но наиболее популярным (как и во всем мире), является направление IT.В число наиболее часто передаваемых провайдерам HR-функций входят: расчет заработной платы, ведение кадровой документации, подбор персонала, оценка персонала, обучение и ряд других.

На сегодняшний день возможно передать на аутсорсинг большинство процессов, но это не должно становиться самоцелью. Как правило, имеет смысл воспользоваться данной услугой в случае, если:
– процессы не являются ключевыми, но требуют высокой квалификации и наличия экспертизы: функция главного бухгалтера, налоговое консультирование, подготовка и сдача годовой бухгалтерской и налоговой отчетностей;
– процессы состоят из большого числа повторяющихся задач, рутинные процессы: расчет заработной платы, ведение дебиторской задолженности и счетов к получению, кадровое администрирование;
– процессы требуют специальных знаний, но не относятся к ключевым: регистрация юридического лица, получение разрешения на работу, поиск и подбор персонала.


Часто при сравнении себестоимости реализации той или иной функции внутри компании и коммерческого предложения компании-аутсорсера руководство не принимает во внимание большое количество косвенных затрат, которые несет компания, самостоятельно реализующая процесс. Для более полного сравнения следует учитывать не только заработную плату своих сотрудников и налоговые отчисления, но и другие статьи расходов, такие как: предоставление работникам соцпакетов и аренда офисных площадей, оборудование и автоматизация рабочих мест, IT-поддержка, обучение и повышение квалификации персонала, уплата штрафов при наложении санкций и т. д. При корректном экономическом расчете и правильной организации дальнейшей работы с провайдером экономия от передачи на аутсорсинг непрофильных бизнес-процессов может достигать 30 %.

Сокращение затрат — основная причина перехода на аутсорсинг и главное ожидание от взаимодействия с аутсорсинг-провайдером. Очевидно, что преимущество последнего состоит в его способности выполнять функцию дешевле, чем сама компания, — за счет методологий, процедур, специализированных технологических решений. Тем не менее, не стоит забывать о том, что гонка за «дешевизной» аутсорсинговых услуг может негативно сказаться на их качестве.