Система управления любой организацией состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем, управляющих различными видами ресурсов для достижения коммерческих или некоммерческих целей. Такими подсистемами могут быть:
- подсистема управления финансовыми ресурсами;
- подсистема управления материально-техническими ресурсами;
- подсистема управления маркетингом и продажами;
- подсистема управления человеческими ресурсами (персоналом);
- подсистема управления информационными ресурсами.
Эффективность, рациональность построения каждой подсистемы влияет на конечный результат. Максимальный эффект от системы управления может быть достигнут при сбалансированности подсистем и качества их построения.
Одной из подсистем, определяющих взаимосвязь выполняемых функций, бизнес-процессов, их объемов и реализующих их человеческих ресурсов является организационная структура (ОС). Основными элементами организационной структуры являются:
- уровни управления;
- элементы и звенья управления;
- управленческие связи.
Следует отметить, что в функциональных и линейно-функциональных организационных структурах элементами управления являются подразделения, в структурах с системой процессного управления процессы, то есть объекты, на которые нацелены процессы управления.
Основные оценки организационной структуры должны отражать уровень достижения целей соответствующих ей в системе управления и могут быть разбиты на четыре группы:
- Степень соответствия ОС целям компании;
- Показатели, характеризующие уровень управляемости организацией заложенные в организационной структуре;
- Показатели, отражающие надежность организационной структуры;
- Показатели, отражающие соответствие ОС другим элементам системы управления.
1. Степень соответствия организационной структуры целям компании
Для оценки степени соответствия ОС целям компании используются субъективные показатели:
1.1. Наличие выделенных подразделений, работа которых направлена на достижение основных целей компании;
1.2. Подчиненность подразделений реализующих приоритетные функции главным лицам компании;
1.3. Концентрация подразделений работающих в направлении основных целей в единых блоках ОС, позволяющая упростить горизонтальные связи и использовать эффект синергии;
1.4. Важное значение имеет определение соответствия организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.
2. Уровень управляемости
Уровень управляемости, заложенный в ОС можно оценить, используя следующие показатели:
2.1. Звенность системы управления – характеризует количество уровней иерархии принятых в ОС компании самого верхнего уровня до самого нижнего;
2.2. Уровень централизации функций – характеризует уровень концентрации функций управления в верхних уровнях иерархии. В иерархической организационной структуре уровень централизации оценивается по подразделениям в процессной организации по процессам. Уровень централизации может быть оценен коэффициентом, отражающим отношение выделенных функций определенным элементам к общему количеству функций;
2.3. Принятые нормы управляемости – принятое в компании количество сотрудников подчиненных одному руководителю. Наиболее показательны для оценки организационной структуры в целом, принятая средняя величина количества подчиненных у одного руководителя и наиболее часто встречающееся;
2.4. Координации ОС – отражает уровень использования механизмов интеграции разделенных ресурсов и действий;
2.5. Сложность ОС – определяется по количеству отделов, групп, квалифицированных отделов и уровня иерархии;
2.6. Формализация ОС – характеризует масштабы использования правил и регулирующих механизмов для управления персоналом. Другими словами, формализация характеризует уровень стандартизации работ внутри организации;
2.7. Сбалансированность распределения прав и ответственности – соответствие выделенных элементам структуры прав их ответственности;
2.8. Степень автономности действия подразделений – показатель, отражающий уровень самостоятельности подразделений в своей деятельности.
3. Надежность организационной структуры
Одним из требований к организационной структуре компании является надежность связей. Под надежностью связей в этом случае понимается уровень бесперебойности реализации связей, который обеспечивает относительную устойчивость функционирования системы в целом. По этому показателю можно судить о качестве организации системы. Например, надежность производственных связей отражает вероятность относительно устойчивого функционирования системы в планируемый промежуток времени, и может быть выражена как отношение времени устойчивого функционирования (Ту) к плановому фонду рабочего времени (Тп):
Р = Ту / Тп
4. Соответствие элементам системы управления
Учитывая тот факт, что ОС является одним, взаимосвязанным с другими, аспектом системы управления необходимо оценивать насколько ее устройство соответствует принятой в компании системе управления в целом и другим элементам в частности.
Так соответствие ОС реализуемым в компании бизнес-процессам отражает степень ее процессности, которая может быть оценена с использованием следующих показателей:
- Количество стадий процессов выполняемых последовательно в разных подразделениях;
- Наличие устойчивых горизонтальных связей необходимых для высокой координации при выполнении процесса;
- Количество источников управляющих воздействий необходимых для выполнения 1 бизнес-процесса.
Оставить комментарий
You must be logged in to post a comment.