Критерии оценки организационной структуры

Система управления любой организацией состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем, управляющих различными видами ресурсов для достижения коммерческих или некоммерческих целей. Такими подсистемами могут быть:

  • подсистема управления финансовыми ресурсами;
  • подсистема управления материально-техническими ресурсами;
  • подсистема управления маркетингом и продажами;
  • подсистема управления человеческими ресурсами (персоналом);
  • подсистема управления информационными ресурсами.

Эффективность, рациональность построения каждой подсистемы влияет на конечный результат. Максимальный эффект от системы управления может быть достигнут при сбалансированности подсистем и качества их построения.

Одной из подсистем, определяющих взаимосвязь выполняемых функций, бизнес-процессов, их объемов и реализующих их человеческих ресурсов является организационная структура (ОС). Основными элементами организационной структуры являются:

  • уровни управления;
  • элементы и звенья управления;
  • управленческие связи.

Следует отметить, что в функциональных и линейно-функциональных организационных структурах элементами управления являются подразделения, в структурах с системой процессного управления процессы, то есть объекты, на которые нацелены процессы управления.

Основные оценки организационной структуры должны отражать уровень достижения целей соответствующих ей в системе управления и могут быть разбиты на четыре группы:

  • Степень соответствия ОС целям компании;
  • Показатели, характеризующие уровень управляемости организацией заложенные в организационной структуре;
  • Показатели, отражающие надежность организационной структуры;
  • Показатели, отражающие соответствие ОС другим элементам системы управления.

1.     Степень соответствия организационной структуры целям компании

Для оценки степени соответствия ОС целям компании используются субъективные показатели:

1.1.       Наличие выделенных подразделений, работа которых направлена на достижение основных целей компании;

1.2.       Подчиненность подразделений реализующих приоритетные функции главным лицам компании;

1.3.       Концентрация подразделений работающих в направлении основных целей в единых блоках ОС, позволяющая упростить горизонтальные связи и использовать эффект синергии;

1.4.       Важное значение имеет определение соответствия организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.

2.     Уровень управляемости

Уровень управляемости, заложенный в ОС можно оценить, используя следующие показатели:

2.1.       Звенность системы управления – характеризует количество уровней иерархии принятых в ОС компании самого верхнего уровня до самого нижнего;

2.2.       Уровень централизации функций – характеризует уровень концентрации функций управления в верхних уровнях иерархии. В иерархической организационной структуре уровень централизации оценивается по подразделениям в процессной организации по процессам. Уровень централизации может быть оценен коэффициентом, отражающим отношение выделенных функций определенным элементам к общему количеству функций;

2.3.       Принятые нормы управляемости – принятое в компании количество сотрудников подчиненных одному руководителю. Наиболее показательны для оценки организационной структуры в целом, принятая средняя величина количества подчиненных у одного руководителя и наиболее часто встречающееся;

2.4.       Координации ОС – отражает уровень использования механизмов интеграции разделенных ресурсов и действий;

2.5.       Сложность ОС – определяется по количеству отделов, групп, квалифицированных отделов и уровня иерархии;

2.6.       Формализация ОС – характеризует масштабы использования правил и регулирующих механизмов для управления персоналом. Другими словами, формализация характеризует уровень стандартизации работ внутри организации;

2.7.       Сбалансированность распределения прав и ответственности – соответствие выделенных элементам структуры прав их ответственности;

2.8.       Степень автономности действия подразделений – показатель, отражающий уровень самостоятельности подразделений в своей деятельности.

3.     Надежность организационной структуры

Одним из требований к организационной структуре компании является надежность связей. Под надежностью связей в этом случае понимается уровень бесперебойности  реализации связей, который обеспечивает относительную устойчивость функционирования системы в целом. По этому показателю можно судить о качестве организации системы. Например, надежность производственных связей отражает вероятность относительно устойчивого функционирования системы в планируемый промежуток времени, и  может быть выражена как отношение времени устойчивого функционирования (Ту) к плановому фонду рабочего времени (Тп):

Р = Ту / Тп

4.      Соответствие элементам системы управления

Учитывая тот факт, что ОС является одним, взаимосвязанным с другими, аспектом системы управления необходимо оценивать насколько ее устройство соответствует принятой в компании системе управления в целом и другим элементам в частности.

Так соответствие ОС реализуемым в компании бизнес-процессам отражает степень ее процессности, которая может быть оценена с использованием следующих показателей:

  • Количество стадий процессов выполняемых последовательно в разных подразделениях;
  • Наличие устойчивых горизонтальных связей необходимых для высокой координации при выполнении процесса;
  • Количество источников управляющих воздействий необходимых для выполнения 1 бизнес-процесса.

Оставить комментарий