Обеспечить приемку продукции по качеству ее изготовитель может двумя путями:

  • имея в структуре своей организации испытательную лабораторию (испытательный центр, отдел технического контроля, или другую структурную единицу с соответствующими техническими возможностями и полномочиями, далее — лаборатория), компетентность которой должна быть подтверждена;
  • заключить договор (контракт), устный или письменный, с независимой испытательной лабораторией (центром) на оказание услуг по проведению испытаний.

Оба эти пути являются затратными, т. к. для организации контроля качества продукции требуются соответствующие возможности и ресурсы:

  • Компетентный персонал (прошедший обучение, стажировку, проверку профессиональных знаний, знаний охраны труда и аттестацию по вопросам промышленной безопасности);
  • Помещения, климатические условия в помещениях и условия проведения испытания, отвечающие установленным требованиям (в том числе и требованиям охраны труда, что обеспечивается аттестацией рабочих мест лаборатории);
  • Методы испытаний и процедуры оценки пригодности, как методов, так и результатов испытаний, измерений, анализов;
  • Измерительное оборудование (поверенные средства измерений, аттестованное испытательное оборудование);
  • Планы контроля и процедуры отбора образцов, которые должны быть адекватны и достоверно отражать качество продукции.
  • Процедуры обращения с образцами продукции (транспортирование, получение, защита, хранение, утилизации, а также процедуры, вытекающие из других специальных требований).

Необходимо не только организовать достоверный контроль качества продукции, но и доказать компетентность лаборатории. Для того, чтобы выполнить все требования, предъявляемые сегодня к компетентной лаборатории необходимо в лаборатории разработать, внедрить и поддерживать в соответствии с областью деятельности систему управления качеством, а также непрерывно улучшать ее и количественно оценивать ее улучшение.

Если в организации определены и задокументированы политика и главные цели в области качества, если для увеличения экономического результата запланирована деятельность, обеспечивающая увеличение прибыли, определены процессы, влияющие на финансовый результат деятельности организации, то ни один топ-менеджер не может пренебречь ни единой возможностью сокращения затрат. Таким образом, вопрос сокращения затрат на аналитический контроль (повышение эффективности аналитического контроля) актуален, как никогда.

Можно сказать, что для обеспечения достоверного аналитического контроля в лаборатории необходимо иметь инструмент для оценки результативности системы управления качеством в лаборатории (СМК лаборатории), а для повышения прибыли организации следует иметь инструмент по оценке эффективности затрат на аналитический контроль.

Несмотря на то, что существует множество переводов и толкований этих терминов, рекомендуется применять термины, определенные национальным стандартом, т. е., при оценке результативности СМК лаборатории и оценке эффективности контроля затрат, придерживаться стандартизованных терминов и определений.

Термины результативность и эффективность здесь не являются синонимами:

  • результативность (effectiveness) – это сравнение достигнутых результатов по сравнению с запланированными результатами;
  • эффективность (efficiency) – это связь между достигнутыми результатами и использованными ресурсами.

Математически это можно выразить:

1). Оценка результативности: Р = (Ф : П) Х 100 %, где:

Ф – Фактический выход, ед.;

П – Плановый выход, ед.

2). Оценка эффективности: Э = (П : 3) Х 100 %, где:

П – прибыль на единицу продукции, руб.;

З – затраты на контроль на единицы продукции, руб.

Повысить эффективность любого процесса, не считая затраты на качество, невозможно. Если аналитический контроль при производстве продукции рассматривать, как процесс, то целесообразно по данному процессу производить оценку затрат на качество. При определении модели затрат и оценке затрат на качество рекомендуется применять ГОСТ Р 52380-2005 (1 и 2 часть) и ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-2005 .

Как обеспечить повышение эффективности аналитического контроля? Главное и первое, что нужно сделать – это организовать функционирование системы оценки эффективности затрат.

Необходимые условия функционирования системы оценки эффективности:

  • Определение модели оценки эффективности затрат на качество.
  • Ответственность персонала за сбор и подготовку для анализа всех данных о затратах на содержание лаборатории и проведение контроля и испытаний продукции, а также составление отчетов.
  • Подбор методологий (с применением 7-ми простых инструментов качества и 7-ми новых инструментов менеджмента качества):
  • Проведения текущего контроля и анализа затрат;
  • Оценки идентификации возможностей;
  • Анализа эффективности улучшений.

Эффективная и результативная СМК лаборатории будет способствовать улучшению СМК организации и повышению удовлетворенности потребителя.