Зачем развивать эмоциональный интеллект?

Термином «эмоциональный интеллект» в управленческом обиходе активно пользуются с середины 90-х годов. Если прежде эмоции казались менеджерам стихией, которую можно было только «сдерживать», то теперь появилась возможность научиться взаимодействовать со своей эмоциональной сферой, безопасным для других образом выражать свои чувства – и через это достигать успеха в общении и управлении

История вопроса

Книгой, открывшей деловому миру ресурсы эмоциональной сферы, считается труд Дэниэла Гоулдмана «Эмоциональная культура: почему она может иметь большее значение, чем IQ», вышедший в США в 1995 году. Но освоение темы наукой началось раньше. Уже в двадцатые годы прошлого века американский психолог Эдвард Торндайк ввел понятие “социальный интеллект”, определяющий способность личности адаптироваться к окружению. Тема «аффективной» составляющей интеллектуальных способностей рассматривалась и в ходе разработки тестов интеллекта в 1940-е годы: о важности ее писал один из отцов IQ Дэвид Векслер, однако работающей методики для измерения этих способностей предложить не мог. В 1955 году Альберт Эллис начал разрабатывать психотерапевтическую методику Rational Emotive Therapy, которая обучала логическому исследованию своих эмоций. Конец 60-х – начало 70-х годов – время интенсивного развития позитивной психотерапии, связанной с именем немецкого психотерапевта Н. Пезешкиана. Данное направление предполагает, что преодолению психологических затруднений способствует развитие навыков и умений, уже имеющихся у личности, акцент не на проблемах, а на том, что у человека уже достаточно хорошо получается. В частности, методами позитивной психотерапии активно пользовались в американской клинике Меннингер, где работает специальное отделение для консультирования менеджеров. Опыт работы консультантов клиники задолго до появления термина «эмоциональный интеллект» позволил утверждать: профессионально значимые свойства характера действительно поддаются развитию, и их рост влечет за собой продвижение в сферах, которые ранее казались недоступными данной личности.

В 1983 г. Говард Гарднер из Гарвардского университета выдвинул идею “интропсихических способностей», включавших, в частности, способность к самонаблюдению. В 80-е годы работы в области эмоциональной составляющей успеха начал израильтянин Реувен Бар-Он. Доктора Бар-Она интересовали источники благополучия бывших «троечников». Выясняя, что помогает им преуспевать, он и пришел к термину Emotional Quotient (личный коэффициент эмоциональности, или эмоционального интеллекта). А еще через несколько лет разработал тест EQ-I (Emotional Quotient inventory). Параллельно с ним над подобным же опросником работали американцы Д. Мейер, П. Саловей и Д. Карузо.

На сегодня понятие эмоционального интеллекта включает в себя пять сфер. Внутриличностная – это способность понимать себя и управлять собой (включает самоанализ, ассертивность (умение настаивать на своем), независимость, самоуважение и самореализацию). Межличностная сфера определяет способности к взаимодействию с другими людьми (включает эмпатию, социальную ответственность и умение завязывать взаимно благотворные межличностные отношения). Сфера приспособляемости определяет способность к своевременному принятию решений (охватывает понимание действительности, гибкость, умение решать проблемы). Сфера стрессоустойчивости предполагает способность выдерживать напряжение и контролировать свои эмоциональные реакции (здесь измеряется переносимость стресса и контроль над импульсами). Наконец, сфера общего настроения охватывает ваше позитивное отношение к действительности.

Средний уровень EQ оказался одинаковым для мужчин и женщин, для представителей различных рас. Однако людям, сделавшим успешную карьеру в бизнесе, политике, общественных движениях, ставших признанными профессионалами, свойственен более высокий уровень эмоционального коэффициента. В отличие от IQ, уровень EQ растет с возрастом: в понимании себя и других мы действительно способны учиться на своем и чужом опыте.

EQ и кадровый менеджмент

 

Ценность эмоциональных компетенций рекрутеры поняли задолго до того, как узнали про EQ. И начали оценивать их в процессе подбора кандидатов на руководящие позиции, на должности, требующие постоянной коммуникации с клиентами или партнерами компании, а также при найме специалистов для собственно рекрутинговой сферы. Замерять эмоциональный коэффициент клиенты рекрутеров не просят, но их запросы к к кандидату на должность часто предполагают высокий EQ. Который выражается в умении гибко приспосабливаться к различным ситуациям, быстро принимать решения, находить общий язык с сотрудниками или учредителями.

Услуги компании ПраксисКом в сфере управления персоналом

Подробнее
Подробнее

Постепенно растет запрос менеджеров и бизнесменов на тренинги по эмоциональной компетентности. Их участники, впрочем, формулируют свой запрос без лишней терминологии. Мол, понимаю, что в управлении людьми есть еще что-то, что трудно сформулировать и чего мне не хватает.

Часто тема развития эмоционального интеллекта идет в связке с кадровым менеджментом. Многие управленцы сталкиваются с тем, что, сколько ни плати сотруднику, если он не хочет выполнять какую-то задачу – то ответит тихим саботажем. Приходится учиться понимать, почему не хочет и как сделать, чтобы захотел. Впрочем, пока корпоративный заказчик предпочитает не длительные курсы по управлению эмоциями, но краткосрочные тренинги стресс-менеджмента и управления конфликтами.

Как отличить «мастера эмоций»?

Обсуждая спорную ситуацию с человеком, имеющим развитый эмоциональный интеллект, вы понимаете: он не скрывает свои чувства, хотя и не пытается «надавить» на вас. У вас достаточно быстро возникает чувство комфортного общения, и в результате переговоров вы приходите не к компромиссу, где оба что-то теряют,  а к соглашению, которым удовлетворены оба участника.

В практике рекрутинга инструмент для оценки эмоциональных компетенций – структурированное интервью. Рекрутеры беседуют с претендентом и оценивают не только информацию, которую он дает, но и то, как ведет себя в процессе диалога, о чем умалчивает, а что охотно анализирует. Стандартный вопрос: расскажите об успешных проектах, в которых участвовали. Важна при этом не только тема проекта, но и то, насколько глубоко он вникал в работу, каких навыков эта работа требовала, какие проблемы приходилось решать, и, наконец, какие именно успехи человек ценит больше всего.

Нечто вроде структурированного интервью с самим собой может провести и каждый руководитель, желающий повысить компетентность в управлении персоналом. Имеет смысл подсчитать количество проектов, начатых и завершенных по собственной инициативе (а не под влиянием коллектива, партнеров или учредителей) – таким образом вы сможете оценить собственную независимость и умение настоять на своем. Вспомнить, насколько спокойно вы уходите в отпуск и поручаете подчиненным выполнять часть своих функций (признак подавленного эмоционального интеллекта – стремление контролировать все до мелочей и неумение расслабиться). Понаблюдать за своей речью (возможно, даже записав себя на диктофон): характерная особенность человека с развитым эмоциональным интеллектом – спокойный и размеренный тон, четко выстроенные фразы. Подумать, легко ли вам отказать собеседнику в какой-то просьбе и всегда ли вы осознаете причину, по которой это делаете.

Стоит вспомнить и неудачные проекты: данные о вашей способности к самоанализу и реалистическому взгляду на жизнь вы получите, попытавшись осознать, что мешало вам заниматься ими всерьез либо быстро оценить бесперспективность начинания. А прекрасную возможность отследить свои межличностные навыки дают «неудобные сотрудники», чьи привычки, убеждения или просто внешние особенности вам глубоко несимпатичны. Удается ли поддерживать с ними ровные деловые отношения, не приходится ли долго приходить в себя после каждой встречи? Если общая оценка своего EQ в результате этих раздумий окажется ниже, чем вам хотелось бы, не огорчайтесь – все поправимо.

Оставить комментарий