Диагностическая система «Цвета жизни» и Цвето-Словесная Ассоциативная (ЦСА) методология

I. Метод Цвето-Словесных Ассоциаций (ЦСА)

Передавая любой тип импульса (изображение, видео, звук, письменную информацию) мы провоцируем в человеке ассоциацию, на которую он не может сознательно повлиять, проигнорировать или прервать. Человек производит эту ассоциацию в течение наносекунды. С нейроанатомической точки зрения, это не что иное, как активация определенных нейронных узлов и синапсов. Этот процесс не может быть сознательно прерван. Ассоциация происходит в любом случае сразу же после того, как импульс передан.

Многие ассоциации могут быть рационально исправлены, например, с учетом предшествующего опыта или ожидаемых результатов. Человек задает себе вопросы, такие как: Какая реакция была бы правильной в данном случае? Как мне правильно ответить на этот вопрос? Если я отвечу таким образом, то каковы будут последствия?

Если, однако, мы имеем дело с подлинными не редактированными ассоциациями “без цензуры”, мы приобретаем совершенно иное, более глубокое и полноценное представление.

Метод цветовых ассоциаций является одним из немногих методов, которые имеют дело с измерениями и оценкой подобных “подлинных не редактированных ассоциаций”. Используя этот метод, мы можем передавать импульсы в различных формах (слова, изображения, видео, звуки, в конечном итоге даже запахи). Они провоцируют ассоциации, на которые человек в дальнейшем инструктирован прореагировать с помощью цветов. После оценки его/ее ответов и сравнения их с нормой, мы можем описать психологические особенности его/ее ассоциаций достаточно точно.

Как мы этого достигаем с помощью восьми цветов, а, вернее сказать, с помощью восьми цветных сфер? В данном методе диагностики символическое название цвета не имеет никакого значения. Цвета не используются для представления синего, красного, желтого и других цветов как таковых. Причиной для использования цветов в выявлении ассоциаций и их психологической динамики в сложно структурированном психологическом поле является то, что каждый цвет представляет собой часть физически и точно измеримой частотной области цветового излучения. В результате, мы имеем возможность характеризовать людей с помощью соответствующих цветов.

То, как человек именует цвета, не имеет никакого значения. Не важно, назовет ли человек определенный цвет в цветовой сфере как красный, оранжевый, огненно-рыжий или кроваво-красный. Что важно, так это то, что цветовые частотные волны проходят через человеческий глаз к мозгу. Посредством цветов и слов, а точнее анализа их ассоциативных связей, человек способен предоставить экспертам базовый материал, позволяющий им описать динамику его/ее внутренней способности проживать и воспринимать окружающую реальность.

Онлайн сенсор цвето-словесных ассоциаций является просто инструментом, используемым для фиксирования изначальных ассоциаций с помощью цветов, их оценки и преобразования в результаты, параметры и выводы. Не смотря на то, что все это может со стороны выглядеть как “игра с цветами”, психодиагностический метод цвето-словесных ассоциаций действует на нейробиологической основе.

Методика цвето-словесных ассоциаций (ЦСА) представляет собой комбинированную проективную методику, использующую палитру из восьми цветов и калиброванного набора слов, которые могут быть скорректированы в зависимости от фокуса конкретной проблемы. Отслеживание данных ассоциаций возможно благодаря компьютерной программе, так называемого сенсора. Это радикально новый подход к диагностике и вмешательству по сравнению с ранее известными в классической психологии или психиатрии, где цвета использовались в рамках признанных психологических методик в течение очень долгого времени. Знание цветов использовалось древними китайскими и шумерскими философами, Иосифом Вольфгангом Гете, Максом Планком и наиболее значительно доктором Максом Люшером (автор методики цветовых выборов Люшера).

Люшер первым указал на транскультурную переносимость цветов. Это предположение было позднее дополнительно подтверждено самыми последними исследованиями человеческого мозга, которые зарегистрировали обширные полотна нейронов, отвечающих за обработку цветов, времени и пространства, которые не зависят от культурной среды, в которой живет человек или группа.

Эти знания послужили стимулом для чешской группы экспертов во главе с психологом Йирджи Шимонком, который посвятил всю свою жизнь изучению цветов и цвето-словесных ассоциаций. Результатом психологических исследований в этой области в течение более чем тридцати лет является метод ЦСА в совокупности с онлайн сенсором. Благодаря своей оригинальной синергетической связи междисциплинарных методологических и методических источников и обоснований, цвето-словесные ассоциации по праву занимают должное место наряду с прогрессивными психодиагностическими методами нового поколения.

Этот комбинированный метод является одним из так называемых слепых методов. Это означает, что респондент имеет предельно малую возможность корректировки своих ответов в соответствии с ожиданиями и мнениями других. Во время тестирования, респондент не ограничивается количеством или качеством имеющейся информации или уровнем его/ее рационального мышления. Это происходит потому, что респондент использует механизмы ассоциации, которые почти одинаковы для всех людей.

Создателю метода, Йиржи Шимонку, задали вопрос, почему он выбрал в качестве одной части методики цвета, а в качестве другой – слова, и далее работал с ассоциациями между ними? Йиржи ответил, что цвета – это нечто, независящее от людей, они существовали и будут существовать. Природа цвета интересна тем, что он возникает благодаря интеракции белого (солнечного) света и предмета, который в силу своих физических свойств приобретает конкретный цвет в следствии того, что поглощает или отражает световые волны определенной длинны. Всем людям нравятся цвета, они их не боятся, сталкиваются с ними каждый день, обладают цветным зрением, и важно отметить, что это нечто, независимое от людей, люди никак не могут на цвета повлиять. Они их могут использовать, создавать, но только потому, что мы уже знаем, что такое цвет. Слова же, в отличие от цвета, – это нечто, созданное человеком как результат необходимости выражать собственные мысли, потребности, чувства. В результате, в основе метода у нас есть 2 типа импульсов – типично человеческий (слова) и абсолютно независимый от человека (цвета). Ассоциации позволяют нам объединить их в единое целое. В этом плане, методика может быть использована для любых культур и языков, потому что цвета – явления, независимые от людей, а язык – это знаковая система, символы, несущие значение и смысл. Если слово, неважно на каком языке оно написано или произнесено, несет смысл, то человек будет способен провести ассоциацию для данного слова, а этого достаточно, чтобы извлечь информацию, необходимую для составления результатов диагностики. Самое ценное в данной методике, это то, что она позволяет человеку реагировать и проявлять себя естественным образом – ассоциации умеют «вытащить» то, что мы не можем выразить словами, и может даже сами не осознаем, а задача технической имплементации метода – лишь «навести порядок», т.е. представить результаты диагностики в удобной форме. Это быстрый способ получить обширные и достоверные результаты, с помощью которых человек имеет возможность познать себя таким, какой он в действительности есть.

Подробнее

Диагностика персонала Методом Цвето-Словесных ассоциаций

Компания ПраксисКом является эксклюзивным представителем Метода Цвето-Словесных ассоциаций (ЦСА) на территории Российской Федерации, разработанного компанией DAP Services.
Подробнее

II. Процесс диагностики

Данные об ассоциациях конкретного человека получаем с помощью так называемого Онлайн Сенсора – это онлайн приложение, которое содержит определенный набор слов (которые могут быть заданы в зависимости от потребностей и области деятельности человека), и цвета (которые выступают в качестве проводника нашего восприятия окружающего мира).

III. Сравнение с цветовым методом Люшера

Как ЦСА метод, так и цветовой тест Люшера являются проективными методиками, попадающими в разряд методов психодиагностики, направленных на целостный глобальный подход к оценке личности, а не ее отдельных черт. Принципиальное отличие ЦСА метода от метода Люшера состоит в том, что метод Люшера измеряет субъективные состояния человека с помощью цветов, которые имеют определенную «структуру» и «функцию» при интерпретации. Проще говоря, каждый цвет или цветовая пара в тесте Люшера имеет определенное значение, и человеку, знакомому с процессом интерпретации, может быть сложно быть объективным. ЦСА метод не приписывает значения конкретным цветам, а собирает реакции на конкретные объекты в виде цветовых триплетов, которые сравниваются с подобными реакциями уже набранной базы протестированных людей. Таким образом, выявляется степень отличия данного человека от среднестатистического человека его возраста и пола.

Что касается самого интерфейса проведения диагностики, ЦСА методе были проведены некоторые изменения (улучшения) по сравнению с цветовым тестом Люшера. Основной целю используемой в настоящее время версии онлайн сенсора было изменить и настроить поле восприятия при выборе цветовых ассоциаций таким образом, чтобы:

  • устранить возможные оборонительные реакции тестируемого;
  • по возможности не вызывать никаких пространственных стереотипов восприятия;
  • и, что касается формы и цвета «поверхности», то они должны возникать из и воплощать естественный эмпиризм, а не нечто, созданное человеком.

Из этих соображений, методология и онлайн сенсор имеют следующие отличительные черты, поддерживающие надежность и достоверность системы:

1) Использование неоднородных цветов (в отличие от однородных у Люшера)

На это существуют 2 причины. Первая состоит в том, что в эмпирической реальности внешнего мира (не считая того, что было создано человеком) почти нет однородных цветовых поверхностей, так что для человеческого мозга неоднородные цвета не являются естественными с точки зрения эволюции. Вторая причина состоит в том, что как бы мы не пытались создать «чистый» цвет, нам это не удастся, потому что мы всегда имеем дело с более узким диапазоном волн, зависящим от того как источник света взаимодействует с окружающей средой.

Поскольку ЦСА методология стремится использовать ассоциации цветов и объектов (фото, видео, звук, написанное слово), предпочтительно использовать как можно более широкий диапазон длин волн. Было доказано , что ни один мозг не работает одинаково по сравнению с другим, и кроме того, условия окружающей среди тоже не являются постоянными, так что реакция мозга в различные моменты тоже может быть разная. Неоднородный (негомогенный) цвет используется для «записи» как можно более широкого диапазона индивидуального набора ассоциаций во времени и пространстве.

2) Использование формы сферы (в отличие от квадрата у Люшера)

Эта замена была сделана потому, что такие отрасли науки, как астрономия, физика, химия, биология и другие доказали, что в реально отображаемом и воспринимаемом пространстве, где происходит постоянное динамическое движение, изменение и взаимодействие, естественная форма круглого болида представлена наиболее часто. Это различные “неточные сферы”. Не двумерные поверхности, а трехмерные сферы. Учитывая эволюционные принципы развития времени, энергии и пространства, разработчики ЦСА метода решили следовать данному правилу.

3) Цветные сферы расположены по кругу

Данное расположение сфер было выбрано из тех соображений, чтобы привычное восприятие и стереотипное движение глаз не было использовано (подобный стереотип формируется при чтении и письме). Подобное расположение может быть проассоциировано разве что только с отображения времени на часах. Кроме того, полный круг в восприятии не имеет «стабильного пространственного начала». Тестируемый человек данное начало устанавливает, когда выбирает первый цвет из восьми.

Порядок цветных сфер в кругу организован таким образом, что он не копирует наиболее часто встречающиеся последовательности цветов среди населения. Во время сканирования после определенного количества слов, производится поворот всей окружности цветов на 90° вправо. Это делается для того, чтобы нарушить тот порядок предлагаемых цветов, к которому человек начинает привыкать во время диагностики.

4) Объект (слово) находится в центре круга

Пространственно говоря, это попытка поместить стимулирующий объект визуально на центральное (доминирующее) место, из которого расстояние до каждого из цветных сфер было бы одинаковое.

Перечисленные выше отличительные черты системы преследуют одну цель – уменьшить влияние как сознательных, так и бессознательных оборонительных реакций, которые влияют на подлинность процессов ассоциаций и, таким образом, увеличивают недостоверность результатов диагностики.