Эффективно внедряем изменения на предприятии

Экономика диктует нам свои правила работы. В период быстрых изменений экономической ситуации, развития рынков, отраслей, мировой торговли от руководителя фирмы требуется умение внедрять на своём предприятия изменения. И не просто внедрять, а внедрять так, чтобы они приносили необходимый положительный результат, хороший экономический эффект.

Что такое изменение?

Изменение – это ряд мероприятий, запланированных и проводимых руководством фирмы с целью предупреждения или предотвращения кризисной ситуации, создания условий для успешного функционирования компании, её перехода на новый уровень развития.

Сферы внедрения изменений: организационная, технологическая структура предприятия, система управления предприятием, управление персоналом, корпоративная культура, и т.д.

Сложности внедрения изменений.

Внедрение изменений на предприятиях имеют следующие сложности и проблемы:

  • Сопротивление персонала;
  • Технологическая неподготовленность руководства;
  • Несогласованность работы отделов, филиалов, менеджеров во время внедрения изменений;
  • Несвоевременность проведения изменений, их неадекватность;
  • Неправильная тактика руководства по внедрению изменений.

Сопротивление персонала изменениям

Сопротивление персонала – это главная трудность, с которой сталкиваются многие руководители при попытке внедрить на предприятии новые технологии, системы управления, правила культуры и т.д. Все другие проблемы тесно связаны с сопротивлением персонала: неподготовленность руководства, его неуверенность в проводимых мероприятиях, неадекватность решений вызывают у сотрудников недоверие и непринятие изменений, а это влечёт раздоры в коллективе, несогласованность работы персонала, а, следовательно, неэффективность изменений.

Причины сопротивления персонала можно разделить на четыре большие группы:

  • Экономические – сотрудники боятся потерять работу, получать меньшую заработную плату, лишиться премий, наград, и других денежных вознаграждений.
  • Организационные – персонал привык к сложившейся организационной структуре, своим коллегам, непосредственному руководителю, поэтому не хочет менять расстановку сил в компании, нарушать межличностные отношения.
  • Исторические – многие из сотрудников пережили в своей трудовой деятельности изменения, и опыт этих изменений может быть негативным.
  • Личностные (психологические) – личные страхи и привычки сотрудника: страх потерять руководящую должность, страх работать в новом коллективе, страх получить новые обязанности и не выполнить их и т.д.

Типы сопротивления

Сопротивление персонала может быть двух типов:

  • Открытое (явное) сопротивление – это открытый отказ сотрудника от обсуждения нововведений, работы, отказ от использования новых технологических систем, дополнительного образования и т.д.
  • Скрытое сопротивление – это намеренные, но тщательно скрытые действия по ухудшению результатов нововведений.

Скрытое сопротивление намного опаснее явного, так как его трудно определить и преодолеть.

Мероприятия по преодолению сопротивления

Самое важное для руководителя – это подготовить персонал к изменениям: своей уверенностью и позитивом «заразить» персонал, чтобы он понял необходимость принимаемых мер, стал сотрудником при внедрении нововведений. Для этого руководителю необходимо:

  • Поставить перед собой чёткие цели.
  • Представить результат изменений: его количественные и качественные характеристики, положительный эффект для развития фирмы и преимущества для персонала.
  • Сложить план проведения изменений, разбить его на главные этапы и составляющие;
  • Познакомить с целями, результатом, планом топ-менеджеров, заручиться их поддержкой, перевести их в своих «агентов изменений». «Агенты изменений» должны донести до всего персонала ваши идеи так, чтобы не возникало сопротивления, для чего они должны обладать яркими качествами лидера.
  • Проводить специальное обучение всех сотрудников. Для этого можно воспользоваться услугами консалтинговых фирм, психологов, специалистов по внедрению изменений.
  • Вовлечь в процесс изменения как можно больше сотрудников, пусть они себя почувствуют ответственными и необходимыми. Проводить беседы так, чтобы у них складывалось впечатление, что это они предложили внедрить то или иное нововведение.
  • Определить, кто из ваших сотрудников наибольше боится изменений: провести с ними беседу, выяснить причины страхов и сопротивления, объяснить их ошибки и заблуждения.

Если вышеперечисленные методы не дают должного эффекта, тогда следует провести кадровые перестановки: поменять лидера, принудительно заставить особо рьяных сотрудников перестать оказывать сопротивление, или, даже, сократить.

Определите главные проблемы внедрения изменений на своём предприятии, их причины, виды сопротивлений, на их основе составьте собственную программу мероприятий по преодолению сопротивления персоналом. При необходимости обратитесь к независимым консультантам, которые помогут вам и вашим сотрудникам подготовится и адаптироваться к нововведениям. При правильном, тщательном подходе к внедрению нововведений, вы сохраните персонал, создадите хороший эмоциональный настрой коллектива, успешно проведёте изменения, выведите фирму на новый уровень развития.

Оставить комментарий