Аутсорсинг бизнес-процессов в России: сложное настоящее и хорошее будущее

Эксперты оценивают рынок аутсорсинга бизнес-процессов в нашей стране, как огромный и перспективный. Текущий его объем в целом весьма незначительный (по сравнению с развитыми странами), поэтому есть куда стремиться! Статистика по российскому рынку скромна — это на лето 2015-го года порядка 2,5-3 миллиарда долларов. Именно в таком диапазоне была оценена величина коммерческой составляющей рынка. Погрешность цифры составляет порядка 20%, поэтому это очень сложная для анализа сфера.

Эксперты первым делом напоминают о качественных различиях в понимании целей и в подходах к реализации проектов по аутсорсингу между российскими и западными компаниями. В странах с постиндустриальной экономикой (к которым сегодня уже относятся не только Япония, США и развитые государства Западной Европы, но и многие страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, подчеркнул он) при аутсорсинге внутренних процессов бизнес в первую очередь думает об инновациях, которые он может получить в результате стратегического партнерства с аутсорсинговой компанией, а также о вопросах социальной ответственности. В России же аутсорсинговые проекты по-прежнему рассматриваются в первую очередь как способ снижения издержек на поддержку тех или иных бизнес-процессов (отметим здесь, что в ходе конференции данный тезис был неоднократно подтвержден вопросами из зала), а уж затем оценивается с любых других точек зрения.

Проигрывает Россия не только в степени развитости внутреннего рынка аутсорсинга, но и на международных рынках: объем экспорта услуг российских ИТ-специалистов оценивается на уровне 150—200 млн. долл., в то время как объем участия индийских программистов на рынке офшорного программирования еще 15 лет назад оценивался на порядок большей величиной — 12 млрд. долл. В последнее время на глобальный рынок активно продвигается Китай, в ближайших планах которого — подготовка 1,2 млн. сертифицированных по международным стандартам специалистов по аутсорсингу.

Такие невеселые для России расклады, заметим со своей стороны, вызывают такое ощущение, что хотя железный занавес давно поднят, на его месте неожиданно вырос некий ментальный забор, мешающий обитателям когда-то самой читающей, да и сегодня не самой глупой страны полноценно участвовать в международном разделении труда на базе современных подходов.

В качестве негативных факторов минувшего года можно упомянуть историю с компанией “Оборонсервис”, которая, как известно, — констатируем с сожалением, но уже почему-то без особого удивления — не столько привлекала подрядчиков для выполнения внутренних бизнес-процессов российской армии, сколько активно выводила на аутсорсинг ее финансы. Эта история стала серьезным ударом по имиджу аутсорсинга. Второй негативный фактор — законопроект о запрете заемного труда, конфликтующий с глобальными тенденциями в данной сфере. Заметим по этому поводу, что насчет данного законопроекта нет единой точки зрения. Некоторые эксперты не считают, что он работает против аутсорсинга, и уверены, что направлен он против недобросовестного аутстаффинга, когда работодатель экономит на том, что не предоставляет работнику социальных гарантий.

На данном этапе становления российского рынка аутсорсинга его игрокам и участникам вполне по силам формировать стандарты индустрии, готовить кадры, постепенно консолидировать рынок услуг, повышать доверие к нему, и работа по всем этим направлениям ведется

Оставить комментарий