Подход ПраксисКом к управлению издержками компании

Все больше и больше компаний задумываются о снижении своих издержек. «Тучные» нулевые годы закончились, пришло время затягивать пояса. Можно долго обсуждать макро- и микроэкономические причины возникновения финансовых кризисов, как мирового, так и возникающих в рамках отдельно взятых организаций, но когда, образно говоря, загорелся дом, надо в первую очередь потушить пожар, а потом уже выяснять, что явилось его причиной.

Продолжая аналогию с пожаром, стоит отметить, что в этом-то и заключена главная проблема: никто заранее не позаботился о том, чтобы дом был оборудован средствами пожаротушения, датчиками дыма и т.п. Так и в компаниях зачастую при возникновении финансовых проблем в первую очередь стремятся в экстренном порядке экономить на все подряд, вместо того чтобы заранее организовать свою деятельность таким образом, чтобы излишних затрат ( а следовательно, и внутренних причин возникновения финансовых «дыр») просто не возникало.

Колонки цифр в бухгалтерской отчетности, свидетельствующие о возрастающих издержках, являются результатом множества хозяйственных операций, то есть в конечном итоге бизнес-процессов компании.

Получается, что для того чтобы оптимизировать издержки или в более широком смысле, управлять ими, нужно изменять не какие-то конкретные статьи бюджета, нужно изменять саму компанию и ее деятельность! Или, иначе говоря, нужно изменять:

  • саму деятельность компании, т.е. ее бизнес-процессы;
  • потери в конкретных процедурах бизнес-процесса, возникающие из-за нерационального или неправильного их выполнения;
  • систему управления компании, т.е. ее организационную структуру и распределение полномочий и ответственности по руководителям и подразделениям;
  • собственно персонал компании, т.к. он, с одной стороны, выполняет бизнес-процессы, а с другой, сам является определенной статьей затрат компании.

К сожалению, в имеющейся литературе по анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий и оптимизации затрат этим основополагающим первопричинам издержек уделяется минимальное внимание, а акцент делается на финансовую отчетность.

Безусловно, учет затрат необходим, т.к. невозможно управлять тем, что не измеряется в принципе. Но учет – это только первый шаг к построению системы управления издержками, и его как раз делает каждая компания. Но затем нужен следующий шаг – это построение моделей, связывающих организационные элементы (структурные подразделения, штатные единицы), элементы деятельности (бизнес-процессы, процедуры бизнес-процессов) и статьи издержек компании. Такой шаг уже делают далеко не все компании, но тем не менее такая задача вполне может быть решена путем введения аналитических разрезов к статьям бюджета компании.

Третьим шагом будет проведение оптимизации бизнес-процессов и организационной структуры компании, при этом модели, полученные на втором шаге, позволяет оценить, как внедрение оптимальных бизнес-процессов повлияет на издержки компании. Верно и обратное: можно оценить, как увеличение или уменьшение затрат отразится на эффективности деятельности.

Разумеется, здесь изложен только самый общий подход к управлению издержками компании, т.к. вопросы создания эффективной системы бюджетирования, и тем более проведения оптимизации бизнес-процессов не могут быть подробно раскрыты в короткой статье.

Тем не менее очевидно, что даже простой учет взаимосвязи правил выполнения бизнес-процессов в компании и затрат на их выполнение способны принести свой результат для эффективного управления издержками компании.

Приглашаем посетить семинар “Управление издержками компании”

[fusion_slideshare id=26205813&doc=random-130915062325-phpapp02]